пятница, 9 ноября 2012 г.

ПОДБОРОЧКА ОТЗЫВОВ :))))

… я совершенно не понимаю,зачем питерской поэтессе Надежде Жандр захотелось выпустить второй сборник стихов. Он вышел в свет в издательстве "Красный матрос". Название она придумала красивое: "Королевская охота". Оформил книгу известный театральныйхудожник Борис Петрушанский. Сделал он свою работу очень аккуратно и стильно. Коллажики его, и правда, очень симпатичные. Особе
нно меня восхитила дама в корсете (этот рисунок взят из дореволюционного журнала). Корсет совершенно естественно "перетекает" в роскошную раковину. Получается великолепная метафора.
Со стихами сложнее. Я бы взял их и подарил какому-нибудь поэту или поэтессе Серебряного века. Судите сами:
В фиолетовых липах полощется дождь.
На картине оливковым маслом
нарисован пейзаж, он просеян насквозь
фиолетовым шорохом влажным.
Даже если Надежда Жандр напишет еще несколько тысяч стихов подобного рода, то все равно ничего не случится. Гром не грянет. Земля не разверзнется... Не лучше ли переговорить с моим приятелем, и он с большим удовольствием запишет Надежду Жандр в "номерные поэты"...
Михаил Кузьмин (Лит. критик СтПб)


…Блок, Петрарка, Бродский, Кортасар – великие имена, с вкраплением самарских поэтов: В.Бондаренко, Д.Мантров, А.Карпеев. А центральное место в «Ключах от сновидений» занимает Надежда Жандр. Виртуозно-туманные, протягивающие арку от мелодизма серебряного века к изощренности постмодерна, эти стихи написаны как музыка:
Луна слепа. И, голову склоня,
Роняет звезды узкими глазами.
Пришли опять во тьме искать меня
Седые шорохи неслышными шагами.
Красиво! Просто новый Мандельштам! Да и вообще красиво пишет, и ахматовские «забытые сиреневые четки» тут как тут, на заснеженной скамье ее стихов…
Наталья Эскина (Лит. критик, Самара)


Помню свои ощущения от Надежды Жандр.
“В вечерней музыке ночная глубина…” - Считанные секунды я была всё во Вселенной, … едина со всем, …из меня ушло время, и эти несколько секунд выпали из моей жизни… или наполнили её… Но чем-то иным, не здешним…
Галныкина Ольга (учитель музыки)


«Велик костёр! Любви моей хватило
на всех, и на случайно проходивших
по жизни – мимо – не моих мужчин,
заносчиво, презрительно глядящих
сквозь узкие, железные глаза…»
Надежда Жандр
«Иные берега» №3

Щедрость чувств

Велик костёр! Любви моей хватило
на всех: на косорылых крокодилов,
на узкоглазых, мимо проходящих
и на меня презрительно глядящих.

Горит костёр в глубинах плоти бренной!
И если хоть мужчины всей вселенной
придут сюда – могу идти на спор:
им не залить пылающий костёр!

Соломон Кагна (писатель, Хельсинки)

О поэзии Надежды Жандр

Королевская охота Надежды Жандр за птицей любви и благородства идёт уже за дверями, открытыми в то пространство, где такая охота может принести трофеи. Главная задача отыскать и отворить эти двери.
Если бы даже наши жизни не были погружены в волны Великой Русской Пошлости, которая всегда расцветает в краткие эпохи хаоса, называемого в нашем Отечестве «свободой», если бы не лилось в наши глаза и уши варево крутых посредственностей от политики, эстрады, журналистики и псевдоискусства... Если бы мы жили в серебристую эпоху десятых-двадцатых годов – я думаю, поэзия Надежды Жандр не осталась бы незамеченной даже на фоне Замечательных, Удивляющих, Имажинирующих, Эпатирующих, Безумных и Народных.
А уж сегодня! Большая радость читать Это сегодня. И надежда на то, что не погибнет вовсе русская культура. Не удалось уничтожить гены красоты правящим хамам в народе, отравленном достижениями химии, идеологии и расстрельного искусства. Не наблюдал я, какие манеры у нашей сочинительницы в жизни, но «у заплаканных княжон превосходные манеры», и она это любит «невпопад», как и «всех подряд», и отсюда становится ясно: манеры у нашей охотницы высокие, то есть поэтические. Даже с сегодняшней картошкой, наверное, шлёпая по советской грязи в ленинградском пальто, она летит где-то высоко вместе с парочкой Марка Шагала, и выражение её лица, обращённого вниз, на нас, очевидно, неопределённо, задумчиво, терпеливо. Изящество её слога граничит с пошлостью Сальвадора Дали, закручивающего свои усы при помощи клея и гениального глазомера с детской удивлённостью, а музыка её стиха частенько напоминает мне флоритурные периоды Робера де Визе, если представить, что он сочиняет песенки для Тиля Уленшпигеля, несколько свысока глядя на его грязноватый воротник, но жгуче завидуя лаконичности его хлёсткого слога.
В Век Тотальной Серости, когда великая певичка поёт: «...и судьбы всей земли вершат они порой...» (вершить можно только крышу, судьбой вершат см. В. Даля), и затем знаменитая поэтесса, получающая литературную премию 20 000 долларов (мне завидно), повторяет эту неграмотность в своих стихах, научившись от нашей певуньи, и весь народ начинает так говорить, когда Весь Народ и его Правители говорят «одеть пальто» вместо «надеть», вдруг читаю у Надежды Жандр аутодафе с верным ударением! Это радость.
Но радуюсь я по разнообразным поводам, читая её стихи. Много радости. Её ассонансы и аллюзии иногда едва уловимы, смысл текуч, метаморфозен. Начинаешь перелетать с одного неба на другое, и, «через пять молитв и одного нищего» попадаешь в старый лес, где забыл вчера под кустом недопитую бутылку.

И вот – любовь из виноградных глаз,
в улыбке дива тлен, и мёд, и жало.
Великой Турции торжественный алмаз,
коварной лёгкости ночное покрывало.

Советский человек или лауреат скажет: «Непонятно!». Зато красиво. Красота – это высшая мера непонятности. Особенно сегодня. И эта книга даёт нам повод не сомневаться в той Вечной Прекрасной Жизни, которая будет у русской поэзии всегда, всегда, всегда...

А я с грустью кончаю это моё признание в любви к поэзии Надежды, поскольку она безответна. Ибо, говоря о каком-то уже, вероятно, покойнике, которого Надежда, очевидно, изрядно презирала, дала она, не желая этого, характеристику и мне заодно. Но, всё же, в конце сказала: «я не забуду о тебе». Правда, неясно, в каком смысле.
А Вы, дорогой читатель, читайте и почитывайте эти её стихи, наслаждайтесь и возрождайтесь душой. С чем оставляю Вас я :

Корыстных дум лукавец пошлый, заплата суетных затей,
французской пряности дотошной
вития (это туманно – А.Д.), гений (это верно – А.Д.)
и злодей (беспочвенное оскорбление – А.Д.).
Отмечен волчьею ночлежкой и волчьей похотью в судьбе (увы! – А.Д.),
истерик, гном с пустой тележкой (это враньё: тележки у меня нет – А.Д.)

- да, это я: Александр Дольский.

Комментариев нет:

Отправить комментарий